#Я открыл запись в новые студии сезона 2017/2018
Close
#я_лекторий
Открытая дискуссия
Культурный центр | Спецпроекты | Лекторий

Актуальные лекции

Цикл лекций «Русский реализм»
Неизвестный Айвазовский

Айвазовский знаменит, как художник-маринист. Обладая непревзойденной фотографической памятью, он легко фиксировал любое настроение моря, дословно изображал пейзаж, даже в шторм. Он мог часами наблюдать за движением и сиюминутными изменениями водной глади. Зритель его времени имел возможность увидеть зафиксированные в памяти художника славные военные кампании при Чесмене и Наварине. Однако только узкий круг ценителей знал Айвазовского-портретиста. Он, конечно, не может соперничать в мастерстве с плеядой екатерининских живописцев, таких как Тропинин и Боровиковский, Крамской, но для себя, как мастер, Айвазовский освоил большой спектр жанров. Из-под его кисти вышли портреты героев-адмиралов, им же был запечатлен Пушкин и его прощание с морем. О профессиональной дихотомии этого мастера - поэте морских просторов и бережном «документалисте» человеческий персоналий того времени - мы будем говорить в предстоящей лекции. 12+

Суриков - профессиональный дилетант
Мы все помним со школьной скамьи «Боярыню Морозову», «Утро стрелецкой казни». Эти работы иллюстрируют порой яркие, порой трагические события в пореформенной петровской России. Однако мало кто знает, что начинающего художника Василия Сурикова не сразу приняли в Академию Художеств. Его профессиональное становление пришлось на бурную, практически революционную деятельность студентов в главной художественной институции страны. Впоследствии, из этих «буянов» зародилось Товарищество передвижных выставок, более известное как «Передвижники». Суриков не обладал виртуозным мастерством, и это мы видим в прорисовке портретов, но огромной эмпатией к своему историческому прошлому. По происхождению сибиряк, он смог дословно изобразить все важные события, вершившиеся в Москве, события, сделавшие Россию не патриархальной державой, но империей. Мы наблюдаем высокую концентрацию жизни в полотнах, они нас захватывают, заставляют разглядывать себя, этому способствует и размеры холстов. Как художник смог простыми средствами сделать историю достоверной и для современного зрителя, мы попытаемся понять. 12+

Офорты Ивана Шишкина
Большое колосящееся поле, душная лесная чаща, испепеляющий полдень в живописных среднерусских деревнях, - всё это наследие Ивана Ивановича Шишкина. Обычный зритель не знает технологию создания живописных работ в 19 веке. Более того, она не похожа на ту традицию пленэрных практик, которую ввели импрессионисты в современный художественный мир. Основа любого пейзажа того времени- эскиз, либо маленький этюд. Русский мастер не выходит в поле с большим полутораметровым холстом, как это делал Клод Моне во Франции, но скрупулезно, натурно передает окружающий мир посредством итальянского карандаша. Некоторые художники идут дальше, и переносят свою уникальную графику на медную доску - так начинается век глубокой печати, входят в широкое использование техники офорта и сухой иглы. Это очень занимательный, трудоемкий процесс, которым Шишкин овладел полностью. Если не присматриваться к его графическим листам, то они вполне могут сойти за фотографию. И это еще одна примета века-непрерывная борьба с только что изобретенным фотоаппаратом . Шишкин из нее выходит победителем. О его листах, которые не представлены широкой публике, но показывают истинное мастерство Шишкина , об офорте и разных техниках гравюры , мы будем говорить в предстоящей лекции. 12+

Филонов
Павел Филонов – один из лидеров русского авангарда, практик и учитель аналитического искусства — уникального реформирующего направления живописи и графики первой половины XX века, оказавшего и оказывающего заметное влияние на творческие умонастроения многих художников и литераторов новейшего времени. Его картины не похожи на произведения других художников-авангардистов, там нет экспериментов с новомодным течением кубизма и цветоформой художников-символистов, но с пластикой. Каждый миллиметр полотна заполнен фантастической энергией творца. Его подход практически аутичен, Павел Филонов идет от куска, а не от общей композиции, изображая сложную канву сюжетных линий. Или же это зеркальный витраж, поломанный и разбитый, в отражении которого зритель наблюдает сложную историю революций и болезненных перемен своей страны. На первый взгляд свежие по цвету холсты, но наполненные драматическим дискурсом картины, заставляют нас останавливаться около себя, эпатируя даже через 100 лет после своего создания. 12+

Сказка Бориса Кустодиева
Все мы знаем картину «чаепитие в Мытищах». Работа эта хорошо узнаваема, наполнена купеческим изобилием и светом, практически «плакатными» цветами, которые хорошо видны на расстоянии. После серии картин такого рода в культурной серее появилась метафора «кустодиевская женщина». И правда, Борис Кустодиев - певец русской красавицы. Но кроме романтических тем в работах видна большая заинтересованность творца в происходящих вокруг него событий. Однако даже революция Февраля и Октябрьский переворот показаны им как большое, праздничное , волнующее событие. Также как Кустодиев пишет празднества Масленицы, он в то же время корреспондирует с баррикад , украшает улицы Москвы на первые годовщины революций.Мало кто знает, но практически всю свою взрослую жизнь Кустодиев провел в инвалидном кресле. И его сказочные работы стали отдушиной , большим человеческим сопротивлением духа телесной немощи, также как и в России происходила постоянная конфронтация идей и инертных людских масс. В лекции мы рассмотрим мифологию Кустодиева, его пересечения с народным творчеством , историей страны; художественные приемы и язык, которыми он описал всю палитру чувств в зарождающейся советской стране.
12+

Серовин
Валентин Серов и Константин Коровин - два друга и одновременно два противника. Но их творческая история неразлучна. Первый - мастер портретного жанра, большой человек в государственном аппарате и живописец императорской семьи , второй - эпигон импрессионизма. Оба они показывали разные стороны жизни своей страны, погруженные во флер Серебряного века. Серов это делал в Москве в «Дмитровском кружке « , Коровин же осваивался в Париже. Они соединяли европейское и закостенелое русское, что в то время висело в самых крупных галереях России. Эта лекция-диптих про разные подходы, но единое целеполагание.12+
Made on
Tilda